История Храма

По  сведениям  В.П. Ласковского

«Путеводитель по Новгороду»; губернская типография 1913 года:

Храм Д. Солунского

Храм великомученика Димитрия в начале 20 века

…..по Московской улице находится церковь св. великомученика Дмитрия Солунскаго, считавшаяся по старинному на Славкове улице, проходившей между церковью и колокольней Точное время основания ея неизвестно, но въ 1261 г. она сгорела и затемъ въ течении 100 лЪтъ въ ле­тописи о ней не упоминается. Въ 1381 (или 1387) году, при  преосв, Алексее, она была построена каменная, но почти тотчасъ -paссыпалась и въ слЪдующемъ году уже была поправлена, Въ 1403 г. она снова сгорела   на этотъ разъ съ иконами и книгами, после чего была возобновлена лишь въ 1463 г., въ 1696 г. во время пожара рухнула ея северная стена, возобновленная въ слёдующемъ году.

 

Въ церковной летописи, висящей на доскЬ въ Дмитриевской церкви значится, что она, съ находящимися въ ней двумя приделами, построена въ 1381 году великимъ княземъ Дмитриемъ Иоанновичемъ Донскимъ, во имя  его ангела и въ благодарность за победу на Куликовомъ полЪ надъ татарами. При этомъ, въ память явления передъ битвою на воздух св. князей Бориса и ГлЬба, былъ устроенъ „на воздусЬ» (на палатехъ), т. е. на хорахъ придЪлъ во имя св. Бориса и Глеба, а въ честь Иоанна Предтечи, ангела — отца Дмитрия Донского, — поставленъ — другой придЪлъ во имя УсЪкновения Главы Предтечи.

 

Настоящая церковь двухъэтажная, камен­ная. Верхъ алтарнаго полукружия им’Ьетъ обронныя украшения. Въ стЪнахъ много нишъ съ изображениями святыхъ, при могилахъ, находившихся прежде вблизи церкви. Противъ горняго мЪста настенное изображение Софии Новгородской, а подъ нимъ каменный крестъ. Съ южной стороны изображение Дмитрия Солунскаго, а у северовосточнаго угла—Знамения Божией Матери, Сводъ храма подпирается 4-мя столбами, два изъ нихъ (западные) поддерживаютъ хоры, съ устроеннымъ на нихъ маленькимъ придЪломъ Бориса и Глеба. Въ сводЪ сохранились голосники.

 

Въ 1810, году при храме, съ лЪвой стороны устроенъ придЪлъ во имя преподобнаго Нила Столобенскаго. Паперть храма сохрани­ла старинную живопись XVII в. Изъ иконъ въ церкви замечательны: 1) местная—Спаси­теля 1698 г.; 2) святителя Николая съ крестомъ и евангилиемъ въ рукахъ и 3) скульптурное изображение св. Варлаама Хутынскаго съ свиткомъ въ рукЪ, на которомъ напи­сано: „блаженъ, иже помянетъ имя мое, въ день памяти моей».

 

Заслуживаетъ внимания и серебряный на­престольный крестъ съ мощами, устроенный, какъ видно изъ надписи, стольникомъ Петромъ Кирилловичемъ.

 

Построенная въ 1691 году отдельно отъ церкви (теперь находящаяся въ ряду домовъ) колокольня, имееть восьмигранную форму, съ 6-ю пролетами, въ коихъ 9 колоколовъ. Изъ последних одинъ 1627 г., другой 1667 г. и третий 1735 г. Верхъ колокольни шатровый.

 

Архимандрит Макарий Миролюбов. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Москва типография В.Готье 1860 год.

Димитриевская церковь

Церковь Святого Димитрия Солунского в Новгороде

Церковь св. великомученика Димитрия находится въ Новгороде на Торговой стороне на Славкове улице, при большой Московской дороге, проходившей прежде между церковию и колокольнею, а ныне подле нихъ вместе.Дмитриевская Церьковь. Новгородъ Этою местностностию церковь Димитревская отличается отъ бывшихъ соименныхъ съ ней церквей на Буяне, на Дослани или Данславли, на Лубянице и въ Торгу или въ Зарядьи. По первоначальному основанию, она относится къ древнимъ временамъ; но объ основания ея сведений въ льтописяхъ не осталось, вероятно, потому,что она прежде была деревянною, необращавшею на себя особеннаго внимания, или же потому, что основание ея восходить за предълы самыхъ льтописей. Въ первый разъ Димитриевская церковь на Славковъ упоминается подъ 1261 годомъ, когда она утромъ 8 ноября сгорала. После этого времени, до самаго построения нынешней Димитриевской церкви, объ ней не упоминается. По сказанию летописей, она въ 1381 году заложена, а въ 1382 году окончена постройкою: «Въ лъто 6889 заложиша церковь камену святый Дмитрей,на Славковъ улиць». А подъ 1382 годомъ сказано: «Того же лЪта съвершиша церковь камену святаго Дмитриа, на Славковой улице, и свяща ю владыка Алексей съ игумены и попы и съ клиросомъ святыа Софиa». Здесь же прибавлено о церкви: «И за мало дний разсыпася» . На другой годъ церковь опять была поправлена. Въ 1403 году Ди- митревская церковь на Славковъ сгорела съ иконами и книгами , а въ 1463 году была возобновлена. Въ дополнение къ указаннию  этихъ лътописей следуетъ указать на письменный лътописецъ при Димитриевской церкви. По этому летописцу, церковь съ двумя приделами построена въ 1381 году в. к.     Димитриемъ Иоанновичемъ Донскимъ во имя Ангела своего, въ возблагодарение Господу за победу, одержанную надъ Мамаемъ на Куликове поле, по благословенно московскаго митрополита Пимена: «Въ лето 6889  года, созданъ сий храмъ святый въ богоспасаемомъ  В. Новвграде  на Славкове улице святаго и славнаго великомученика и стратотерпца Христова Димитрия Солунскаго, по обещанию в. к. Днмитрия Иоанновича Донскаго. Внегда онъ брася съ безбожнымъ царемъ Мамаемъ, и тогда явися ему на рати святый великомученикъ Димитрий съ благовер- ными князи Борисомъ и Глебомъ, повелевая дерзати противу безбожнаго царя Мамая и всего его поганаго воинства. И мы къ тебе въ борзе будемъ на помощь. По семь явлении победи благоверный князь Димитрий Иоанновичь безбожнаго царя Мамая. И по благословению преосвященнаго Пимена, митро-полита Московскаго и всея России, постройся cia церковь, и приделъ присовокупи благоверныхъ князей Бориса и Глеба на полатяхъ; понеже въ победе явистася. И се благоверный князь Димитрий Иоан- новичь отъ корени и родства ихъ. И къ той же церкви второй приделъ присовокупи усекновение честнаго главы Иоанна Предтечи, Ангела отца своего, на помяновение родителей своихъ въ вечные род , въ славу Христу Богу нашему, аминь». Въ томъ же местномъ летописе находятся сведения о пожаре въ 1696 году 22 мая въ шестомъ часу дня (пятка).

 

Вместе съ церквами и домами, находившимися на Торговой стороне, сгорела въ этотъ пожаръ и церковь св. великомученика Димитрия Солунскаго, но въ 1697 и 1698 годахъ, при митрополите Иове, была возобновлена совне и внутри, на сборную сумму какъ прихожанъ, такъ и других постороннихъ благотворителей.

 

Въ настоящее время (1860 год) церковь Димитриевская состоит изъ двухъ неодинаковаго устройства и неравной величины квадратовъ съ пристройками. Первая восточная часть здания занимается настоящею или главною церковию. Длина ceго квадрата 5 саж. 1% арш., а ширина б /, саженъ; длина полукруглия 1саж., а ширина 3 саж. 1/4 аршина. Западная     часть низкая въ сравнении съ восточною; длиноюона 4 саж. 2’/4 арш., а шириною 6 саж, 25/4 арш. I    Стены сей последней части ровныя и гладкия.

 

Что касается до стенъ главной церкви, то во многихъ местахъ внизу находятся ниши съ разными изображениями святыхъ при могилахъ, кои находились вокругъ храма. Кроме того, на восточномъ полукружии вверху украшения состоят изъ сухариковъ; противъ горняго места изображение Софии Новгородской, а подъ нею каменный крестъ; по концамъ восточной стороны два выступа. Съ южной стороны четыре выступа съ тремя полукружиями, изъ коихъ въ среднемъ древнее настенное изображете Димитpia Солунскаго. Съ северной стороны подобные выступы съ полукружиями.

 

Длина всего церковнаго здания совнЪ безъ полукружия восточнаго  крыльца 11 саж. 1 аршинъ.

 

Кровля крыта листовымъ железомъ и окрашена медянкою, на восточномъ полукружии на одинъ скатъ, на главной церкви на 8 скатовъ, а на приделе на три ската; трибунъ на кровле круглый съ четырьмя просветами ; украшения по нему состоять изъ треугольничковъ, пробранныхъ въ кирпичь и изъ небольшихъ полукружий. Глава на трибунъ имеетъ видъ опрокинутой чаши. Выше главы шейка и на ней яблоко обеленое, а четвероконечный крестъ позолоченъ, съ полулуниемъ внизу и двумя змейками, и прикрепленъ 4-мя железными цепями.

 

Подцерковье подъ семъ храмомъ занимается подвалами.

 

Прежде входъ въ церковь главный былъ черезъ паперть съ южной стороны, гдъ пролегала московская дорога, но теперь, съ проведениемъ новой московской дороги по шоссе, ходъ этот остается безъ употребления и замененъ другимъ, устроеннымъ съ западной стороны. Здесь для хода устроена большая арка, ведущая на площадку предъ входомъ въ церковь. Церковь отъ крыльца, отделяется капитальною каменною стеною, по средине коей устроенъ входъ въ церковь. Въ западной части церковнаго здания устроены два теплые придела, по правую сторону во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, а по левую преп. Нила Столобенскаго (1810 г.). Потолокъ прежде состоялъ изъ каменных, сводовъ, а теперь изъ наката, исключая олтарей, где остались своды. Главный храмъ отъ сихъ приделовъ отделенъ капитальною стеною. Въ длину отъ горняго места до западной двери, ведущей въ теплую придельную церковь, 7 саж. 2 вершка, изъ коихъ олтаремъ занимается 3 саж. 1 а вершк., а въ ширину 5 саж. 1/5 вершка. Сводъ церковный поддерживается на четырехъ четырехъгранныхъ столбахъ. Къ восточнымъ столбамъ, находящимся въ олтаре, приделанъ иконостасъ ; ими разделяется олтарь на три части. Западные столбы чрезъ арку соединяются съ западною стеною, къ коей приделаны хоры; ходъ на нихъ съ правой стороны; въ нихъ по левую сторону находится приделъ во имя Бориса и Глеба съ тремя окнами, длиною въ 5 1/2 арш., а шириною въ 4 арш. 2’/2 вершка. Толщина стенъ главнаго храма въ 1/2, аршина. Жертвенникъ Димитревскаго олтаря устроёнъ при окне, а Борисоглебскаго въ нише, предъ коею древнее поновленное изображение предвечнаго Агнца въ чаше съ предстоящими вокругъ него двумя Ангелами, держащими рипиды, Божиею Maтepieiю, и Иоанномъ Предтечею, Борисомъ и Глебомъ, Симеономъ Богоприимцемъ и Димитриемъ Солунскимъ. Прочия стены окрашены, но не росписаны, исключая купола и старинной южной паперти, где иконопись можетъ относиться къ XVII веку. Вверху на сводахъ остались голосники. Подъ изъ кирпичныхъ четвероугольныхъ плитъ, кроме солеи, выстланной путиловскою плитою. Въ холодномъ храме, въ среднемъ полукружии олтаря два окна, и по одному окну съ восточной стороны въ боковыхь полукружияхъ и одно окно у жертвенника съ северной стороны.  В южной и северной стънахъ устроено симметрически по два большихъ продолговатыхъ окна. Подле угловъ въ западной стене по одному большому окну.

 

Въ пяти саженяхъ отъ церкви на югъ устроена въ 1691 году каменная колокольня въ роди круглой осмигранной башни, въ два яруса съ 6-ю пролетами. Куполъ или шпиль у колокольни каменный, устроенъ конусомъ, покрьпъ кованнымъ железомъ, яблоко обеленое, а крестъ желвзный позолоченъ. Ходъ на колокольню; изъ кирпичныхъ ступеней круглый. Верхъ на ней колоколовъ 9. Изъ нихъ одинъ въ 76 пудовъ литъ 1735 года въ сибирскихъ Невьяненскихъ заводахъ Демидова, другой въ 12 пуд. 14 Фунтовъ 1667 года, третий въ 4 пуда 8 Фунтовъ 16’27 года; четвертый въ 4 пуда 1779 года съ нерусскою надписью; на прочихъ надписей не имеется, кроме колокола въ 44 пуда, что лепилъ его мастеръ Филиппъ Андреевъ.

 

Въ Димитриевскую церковь царемъ Иоанномъ Васильевичемъ IV была пожалована вотчина въ Новгородскомъ уезде, Деревской пятины, Лажинскаго погоста въ разныхъ деревняхъ, где одной земли въ начале  XVIII века было 375 четвертей, сеннаго покосу 705 копенъ, а кроме того третья доля владений отошла къ помещикамъ, какъ показано въ церковной описи за 1748 годъ. Въ настоящее время, по планамъ и межевымъ книгамъ, принадлежать Дпмитриевской церкви несколько пустошей въ семи мьстахъ Новгородскаго уезда и въ одномъ месте Крестецкаго уезда. Пустоши ciи отдаются въ аренду за 400 руб сереб., изъ коихъ 5-ть частей получается въ пользу причта, а 6-я часть на церковные потребы.

(597)